Иначе
говоря, проведению опроса должна предшествовать разработка исследовательской
программы, четкое определение целей, задач, понятий (категорий анализа),
гипотез, объекта и предмета, а также выборки и инструментария исследования.
Опрос
- это метод сбора первичной вербальной (т. е. устной, а не
поведенческой) информации, основанный на непосредственном (интервью) или
опосредованном (анкетный опрос) социально-психологическом взаимодействии между
исследователем и опрашиваемым (респондентом). Опрос - это метод (группа
методов) изучения непосредственных фактов сознания, т. е. тех, которые
исследователь предварительно должен выявить, а также создать условия для того,
чтобы они проявились.
Как же обеспечить высокую надежность маркетинговой
информации, получаемой с помощью опроса? Нужно соблюсти по крайней мере три
следующих условия:
-
тщательно учитывать в процессе сбора информации специфику метода опроса и, в
первую очередь, то, что источником информации здесь выступает словесное
сообщение, суждение индивида;
-
постоянно учитывать методические и технические особенности, присущие данному
методу, а именно: правильно составлять вопросы в опросном листе, верно
организовать проведение опроса и т. п.;
-
тщательно следить за тем, чтобы в процессе опроса соблюдались все три
составляющие надежности получаемой информации: достоверность, устойчивость и
репрезентативность.
Следовательно, особое место занимает респондент как
источник информации. Он может:
а) обладать или не обладать необходимой исследователю
информацией;
б) понимать или не понимать суть вопросов;
в) желать или не желать отвечать на них.
Маркетинговый опрос - это
специальный метод систематизированного сбора информации от респондентов при
тщательном соблюдении мер по усилению надежности получаемой информации.
Подобные меры включают:
-использование разнообразных типов и видов вопросов
(открытых и закрытых; личных и безличных; прямых и косвенных; фильтрующих;
проективных и т. п.);
- правильную постановку этих вопросов в опросном
листе;
- правильное построение опросного листа;
- обеспечение (при необходимости) гарантий анонимности
для респондентов;
- хорошо организованный инструктаж интервьюеров
(анкетеров) и эффективный контроль их работы и т. п.; подбор интервьюеров в
соответствии с определенными требованиями.
В зависимости от
характера требующейся информации, способов ее непосредственного получения,
типов интерпретации получаемых данных и некоторых других характеристик выделяют
следующие подметоды метода опроса: а) анкетные опросы; б)
интервью; в)
специальные опросные методики.
Опросный лист и виды вопросов.
Опросный
лист должен быть, по выражению Дж. Хэмилтона, как закон: ясным,
недвусмысленным, однозначно понимаемым.
Обычно выделяют разновидности вопросов, различающиеся
по трем основаниям:
-по
содержанию (типы вопросов);
-по
форме (формы вопросов);
-по
функциям (виды вопросов).
По содержанию
выделяют следующие типы вопросов:
а) вопросы о фактах и
действиях;
б) вопросы о мотивах, оценках,
мнениях.
По форме выделяют:
а) открытые, закрытые и
полузакрытые вопросы;
б) прямые и косвенные вопросы;
в) личные и безличные вопросы.
По функциям выделяют целый ряд
разновидностей вопросов: контрольные, фильтрующие, проективные и т. п.
Обычная, традиционная композиция опросного листа
включает три части:
- вводную;
- основную;
- демографическую ( «объективка» , «паспортичка,»).
Эффективная работа по
составлению опросного листа предполагает тщательный учет множества требований к
его разработке. К основным из них можно отнести: необходимость фиксации только
самых существенных вопросов, которые раскрывают проблему исследования; формулировки
вопросов должны быть понятными респондентам, соответствовать их уровню знаний и
образованию; вопросы нужно формулировать так, чтобы респондент в
принципе мог на них ответить; в опроснике не должны содержаться вопросы,
которые могут вызвать у опрашиваемого нежелание сотрудничать с интервьюером;
Анкетный опрос и его разновидности:
почтовый,
прессовый, раздаточный.
(практически полное отсутствие влияния исследователя
на мнения и суждения респондента, даже косвенного) и столь же значительный
минус (остаются не понятыми некоторые вопросы, невозможно уточнение
респондентом поднимаемых проблем,
В зависимости от техники организации опроса выделяют
такие разновидности анкетного опроса:
а) почтовый;
б) прессовый;
в) раздаточный.
Последовательность вопросов должна быть такой, чтобы у
респондента на протяжении заполнения анкеты сохранялся интерес к ней.
Интервью и его виды: личное, телефонное, глубинное.
можно условно выделить следующие разновидности
интервью:
а)
личное;
б)
телефонное;
в)
глубинное.
Современные технологии проведения опросов.
К ним можно отнести интерактивные опросы, опросы с
использованием электронной почты и Интернета.
|