Пятница, 29.03.2024, 09:30
Приветствую Вас Гость | RSS


Меню сайта
Форма входа
Погода
Яндекс.Погода
...
Пробки на Яндекс.Картах
Новости

FAQ

Главная » Статьи » Психология и НЛП

Как не впасть в ступор в конфликтной ситуации

Сталкиваясь с резкой критикой или неожиданной реакцией на свои слова и поступки, некоторые люди словно впадают в ступор: не могут подобрать слова, краснеют, теряют контроль над ситуацией. Позже они долго и мучительно думают о том, что нужно было сказать, и ругают себя за то, что не сумели сделать этого вовремя. Журнал Psychologies обратился к психологам с просьбой помочь советами тем людям, которые боятся попасть в конфликтную ситуацию. Как говорит нарративный психолог Екатерина Дайчик, «человеку необходимо компенсировать свое пассивное поведение, ведь на самом деле он знает адекватный ответ. Но сожаление и досада заставляют вновь и вновь прокручивать в голове прошлую ситуацию, тем самым лишь усиливая ощущение беспомощности и душевного дискомфорта». 

Советы постороннему 

Человек, не умеющий давать словесный отпор, часто по много раз прокручивает в голове те сцены, в которых оказался не на высоте. Поэтому, давая ему прямолинейные советы вроде «Ну и почему ты промолчал? Я бы на твоем месте обязательно сказал, что...», вы лишь еще больше расстроите такого человека и закрепите его низкую самооценку. Постарайтесь проявить максимальную деликатность, наводя его на размышления, но не предлагая готовых ответов. Можно задать такой вопрос: «Что ты ему ответил? А что бы хотел ответить?» Благоприятное воздействие нередко оказывают комплименты: в сочетании с общей благожелательностью и вниманием они могут помочь сомневающемуся в своих силах человеку поверить, что в следующий раз он будет способен реагировать по-другому. 

Запрет на эмоции 

«В момент конфликта мне практически никогда не удается сохранить самообладание, - признается 34-летняя Наталья. - У меня буквально перехватывает горло, а все силы уходят на то, чтобы не расплакаться». Собственное неумение вовремя подобрать правильные слова мы часто оправдываем неожиданным напором со стороны оппонента. Его эмоции парализуют нас, лишая возможности возразить по существу или потребовать изменения общего тона беседы. «Существует устойчивое представление, согласно которому воспитанные (интеллигентные) люди не должны выражать ответную агрессию, - продолжает Екатерина Дайчик. - Такой запрет не позволяет человеку адекватно реагировать на конфликтную ситуацию и, как правило, передается из поколения в поколение». Однако, табуируя собственные эмоции и регулярно ставя себя в положение жертвы, мы невольно создаем благоприятные условия для формирования заниженной самооценки. 

Татьяна, 35 лет, маркетолог, рассказывает: «В детстве, когда меня ругали, мне хотелось провалиться сквозь землю. Став взрослой, я часто испытывала нечто похожее на работе. Когда мне делал замечание кто-то из коллег, чувствовала себя как школьница: глотала слезы, злилась на себя и ни слова не могла сказать в свою защиту. Недавно я начала курс психотерапии и поняла, что моя главная проблема - в неспособности выражать свои чувства, в том числе и тогда, когда меня что-то не устраивает. Метод «лобовой контратаки» для меня неприемлем, поэтому я нашла для себя способ, более соответствующий моим наклонностями: теперь конфликтные ситуации я нейтрализую с помощью юмора и чувствую себя при этом намного увереннее». 

Страх перед конфронтацией 

Повышенная чувствительность нередко возникает в детстве, под влиянием семьи или социальной среды, в которой растет ребенок. «Если взрослые стараются любой ценой избегать конфронтации и сглаживать все острые углы, то, попав в трудную ситуацию, ребенок будет бессознательно копировать их реакции», - уточняет Екатерина Дайчик. Повзрослев, такой человек скорее всего не станет вступать в конфликты, опасаясь потерять работу, поссориться с коллегами или быть отвергнутым своим окружением. 

Неуверенность в себе 

«Ты говоришь полную ерунду!» Адресованные ребенку, такие слова взрослого становятся бессознательными установками и могут блокировать поведение уже зрелого человека. «Если кто-то начинает критиковать мои решения, я теряюсь и начинаю думать, что действительно ничего у меня не получится», - признается 37-летняя Людмила. «Неуверенные в себе люди бессознательно боятся любой критики, - комментирует Екатерина Дайчик. - Они ориентированы на внешнюю оценку и очень от нее зависят. Более того, многие из них не видят разницы между своей личностью и своими поступками. Часто это становится следствием распространенной ошибки воспитания: ребенку говорят «Ты плохой» вместо «Ты поступил плохо». И разорвать такой круг можно только при помощи ежедневной работы над собой». 

Что делать? 

Вызвать собеседника на объяснения: предложите собеседнику объяснить свои слова (интонацию, поведение). Выражая свои мысли четко и спокойно, вы положите начало конструктивному разговору. 

Учиться выражать эмоции: вместо того чтобы подавлять свои эмоции, учитесь проявлять их открыто. Вам весело? Грустно? Скажите о своих чувствах. Когда придет время, сработает привычка и вам будет легче выразить свои чувства. 

Говорить о себе: не обвиняйте собеседника. Вместо «Из-за вас я растерялся» попробуйте сказать: «Я растерян». Такая формулировка не вызовет у собеседника чувства вины и желания занять оборонительную позицию. Взяв на себя ответственность за собственные чувства, вы переведете диалог в позитивное русло. 

Прекратить рефлексию: мысленное проигрывание одной и той же сцены не приносит ни удовлетворения, ни пользы. Вы только напрасно расходуете свои эмоциональные резервы. Если вас что-то задело по-настоящему, не оставляйте ситуацию неразрешенной. Вернитесь к состоявшемуся диалогу и поговорите с тем человеком еще раз, но уже с иных, более взвешенных позиций.
Категория: Психология и НЛП | Добавил: Pyroman (09.06.2011)
Просмотров: 2632 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 mittrourtus  
0
спасибо за интересную информацию

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика
| Рейтинг@Mail.ru ТОП САЙТОВ Яндекс.Метрика