Мир, взаимопонимание и полная гармония —
если ваши отношения с начальником можно описать этими словами, значит, вам нет
необходимости читать эту статью. Однако, по данным Исследовательского центра
рекрутингового портала Superjob.ru, каждый третий экономически активный россиянин (33%) не
считает своего шефа хорошим руководителем. Между тем именно от
непосредственного начальника во многом зависит карьера специалиста — каким
будет круг его обязанностей, будет ли он расширяться, стоит ли ожидать
повышения и т.д.
Плохо складываются отношения с шефом? Прежде чем заранее сожалеть о карьерном
крахе или даже сгоряча писать заявление об уходе, задумайтесь: действительно ли
другого выхода нет? Ведь на новом месте вам тоже придется взаимодействовать с
начальником, и не факт, что он окажется более понимающим. Может, лучше
попытаться наладить отношения с нынешним руководителем?
За что уважать начальника?
Как это осуществить? Для начала проанализируйте: почему вашим начальником стал
именно этот человек? Какие качества позволили ему подняться по карьерной
лестнице? По данным Исследовательского центра рекрутингового портала Superjob.ru, почти каждого третьего руководителя (32%) «вырастила»
компания. Так что весьма вероятно, что ваш шеф не понаслышке знает обо всех
особенностях и мельчайших деталях вашей работы. Но даже если ваш начальник
сразу пришел в компанию на руководящую должность (как это бывает в 22%
случаев), его, несомненно, есть за что уважать — за опыт, знания, настойчивость
в достижении цели и т.д. Не зря же он, в конце концов, стал начальником.
Психологи советуют помнить и о том, что ваш руководитель — такой же человек,
как и вы, со своими слабыми и сильными сторонами. Скорее всего, он тоже
стремится сделать карьеру, его тоже ждет дома семья, рыбалка по выходным и
отпуск на даче. К тому же у него наверняка тоже есть босс, который бывает
недоволен подчиненными.
Чего же ожидает от вас шеф? Надежности (чтобы сотрудники не подвели и вовремя
выполнили задачу), пунктуальности (чтобы генеральный директор не выговаривал
ему, что постоянно видит опаздывающими сотрудников именно его отдела),
профессионализма (чтобы не перепроверять за подчиненными каждую мелочь и не
исправлять ошибки, отвлекаясь от своих задач) и элементарной человеческой
порядочности (чтобы избежать сплетен и прочих неприятностей в коллективе).
Ответьте себе честно: всегда ли вы соответствуете всем этим требованиям?
Почему вы не ладите?
Впрочем, даже если вы профессиональны, пунктуальны и абсолютно порядочны,
оснований для конфликтов с руководством может быть множество — это и разные
взгляды на способы достижения цели, и разные методы и приемы работы, и личная
неприязнь, и несовпадение темпераментов… Вот лишь некоторые примеры возможных
причин разногласий.
• Вы предпочитаете излагать суть рабочих проблем устно, а руководителю
привычнее и удобнее получать письменные отчеты. Или наоборот — вы пишете
начальнику длинные письма-доклады, а он предпочитает обсуждать важные темы за
чашкой кофе в буфете.
• Вам удобнее работать самостоятельно (получить задание, оговорить сроки и
самому планировать конкретные шаги по выполнению), а шеф привык контролировать
не только конечный результат, но и промежуточные итоги работы. Поэтому он без
конца спрашивает вас о ходе дел. Возможна и обратная ситуация, но в любом
случае в конечном итоге раздражаетесь и вы, и руководитель.
• Вы выполняете работу не спеша, но вдумчиво и качественно. Шеф же ждет от вас
молниеносной реакции и быстрого доклада о результатах.
• Начальнику присущ демократичный стиль управления — свобода критики и
контраргументов, тогда как вы привыкли к субординации и четкому разграничению
ответственности между руководителем и подчиненным. Или наоборот.
• Возможны и личные основания для конфликтов — их великое множество: от
банальной зависти до сложных офисных интриг…
Чтобы понять, в чем причина разногласий с руководителем, иногда достаточно
просто оценить, в каких ситуациях шеф нервничает, прислушаться к его словам и
попробовать изменить свое поведение.
А как у коллег?
Стоит также понаблюдать за коллегами — только ли вы испытываете сложности во
взаимоотношениях с руководителем? Если, к примеру, все остальные сотрудники
отдела с ним отлично ладят, то, скорее всего, причина проблем кроется именно в
вас.
Кроме того, не исключено, что кто-то из сослуживцев уже проходил путь
налаживания отношений с боссом — опыт такого коллеги может быть чрезвычайно
полезен вам. При случае поинтересуйтесь у него, как удалось укрепить
сотрудничество, по возможности поделитесь своей проблемой. Советы коллеги,
успешно преодолевшего сложности в отношениях с вашим руководителем, — это
настоящее сокровище.
Обратная связь
Если продуктивного сотрудничества с начальником все же не получается, пожалуй,
имеет смыл выбрать удобный момент и инициировать разговор с ним наедине.
Деликатно спросите, что именно вы делаете не так и как это можно исправить, и
очень внимательно выслушайте ответ. Такая информация — ценнейшие сведения для
вашей дальнейшей карьеры. У каждого из нас есть свои недостатки или просто
особенности, и получить от шефа обратную связь — значит понять, над чем именно
вам нужно особенно тщательно работать. Так что вместо того, чтобы обижаться на
его слова, к примеру, о вашей безответственности, вспомните, что могло
заставить начальника так думать.
Главное в таком разговоре — правильно выбрать время и правильно задать вопрос.
Когда в отделе аврал, руководителю наверняка не до выяснения отношений. Не
стоит спрашивать его: «Почему вы снова повышаете на меня голос?» Лучше
поинтересуйтесь: «В чем именно заключается моя ошибка?» и обязательно
подчеркните, что вы готовы работать над ее исправлением. Помните – откровенная
беседа с начальником спасла не одну карьеру.
Наконец, бывает и так, что наладить отношения не удается. Стоит ли в этом случае
через силу ходить каждый день на работу и, скрепя сердце, выполнять поручения
шефа? Решать только вам.
Источник: http://Superjob.ru |